18:08

Лидия Пименова- Почему я не смогла помочь Боосу- Откровения бывшей сотрудницы пресс-службы губернатора

  1. Новости

Служба и свобода

Казалось бы, взаимоисключающие понятия. Однако почти 15 лет я проработала в пресс-службах органов власти, не изменив себе, не расплескав своей внутренней свободы. Конечно, важны симпатии и уважение к руководству,  иначе не стоило и начинать. Но фанатизма никогда не было: делала и говорила в СМИ только то, во что искренне верила сама. 

И в этом - весь фокус моих профессиональных успехов. Убеждена, не личная преданность  нужна пресс-секретарю, а личная порядочность и постоянная профессиональная дискуссия с первым лицом. В ней и рождаются будущие невидимые активы и политические рейтинги. Быть понятым и уважаемым людьми можно только хорошо понимая и уважая их. Все взаимно.

Однажды перед пресс-конференцией в напряженные времена мэр Калининграда проговаривал мне аргументы в пользу весьма непопулярных решений, а я ему оппонировала от имени "опасных" журналистов. Наконец, мой очередной контраргумент вызвал ассиметричный ответ: "А Вы за меня или за медведя?"

И Юрий Алексеевич рассказал мне анекдот, как один охотник "заливает", что бы он сделал с топтыгиным, если б встретил его в лесу, а другой подсказывает ему ситуации, одна страшнее другой, вплоть до совершенно безвыходной.  Тогда первый мужик сдается, выкрикивая: "Так ты за меня или за медведя?"

Я оценила самоиронию мэра, но так и не ответила. Потом много раз вспоминала его, размышляя о своей уникальной профессии. Действительно, за кого эта Пименова, пресс-секретарь Кожемякина, Савенко, потом - Малыгиной, Шерри, Карповича, Боград, Кизарьянц, Кондаковой, Яроша, Голикова...?

За свою старенькую бабушку Елену Ивановну, за маму Валентину Федоровну, за Бориса Ивановича, мужа, за сына Артема и его семью, за родных, друзей, соседей, которые иногда устраивали мне "пикеты" у подъезда, за жалобщиков на чиновников и советчиков, в основном, пожилых, которые тоже не "за того парня" и не за себя...

Была "отличницей"

Создав в 1996 году и руководя пресс-службой мэрии в течение 12 лет, я  всегда настаивала на социальной экспертизе принимаемых решений. Трижды мы выигрывали мэрские кампании, дважды он становился депутатом облдумы, плюс выборы президента, партии власти, тяжелые кризисы, социальные потрясения, информационные кампании и войны. Пришлось много учиться суперпрофессионалов в Москве и Питере. Зато рейтинги у нашего градоначальника были на уровне президентских. (Конечно, он и сам молодец).

Моя любимая PR-технология - подсаживание на иглу СМИ и общественного мнения. Нравилось - не нравилось, как их малюют, но Игорь Иванович и Юрий Алексеевич всегда были в курсе, и это влияло на их политику. Так, с помощью качественной (в то время) журналистики мэр осознал необходимость бороться за празднование 750-летия на самом высоком уровне. Тогда президентская администрация реагировала так, что юбилей нашего старинного европейского города мог быть отмечен только в Германии, причем в нелицеприятном для нас всех контексте.

Команда мэрии была сплоченной, успехи и беды всегда были общими. Побеждали за счет постоянного общения с людьми, своевременной гуманизации не всегда популярной политики и, конечно, благодаря бескорыстно добрым взаимоотношениям со СМИ. Примеров множество. Считаю, что открытие Москвой финансирования юбилейных объектов в апреле 2005-го – наша с ними победа.

Грандиозная PR-акция не оставила равнодушных. И юбилей города был не только победой здравого смысла. Он стал мощным импульсом в продвижении и развитии российского острова в центре Европы. В итоге государство вложило в область сумасшедшие инвестиции. А  самое главное – у нас, калининградцев, появилась «связь времен», историческая земля под ногами и объединяющая все слои общества идея.

Мы избавились от «варварских» и «провинциальных» комплексов, которые нам постоянно  навязывали злые языки. Появилась собственная гордость - и сознание изменило бытие. Люди поверили в себя, как в цивилизованный народ, принялись чистить и украшать свои балконы, дворы, учить детей жить в чистоте и красоте, что ни одной власти было не под силу. Кстати, сегодняшним стоило бы раскрутить и 755-летие города … Проехали.

А сколько проблем, о которых не докладывали подчиненные, нам подсказали журналисты своей беспощадной критикой. Отвечали на все острые вопросы. Скольким людям помогли, а они поддерживали нас. Шаг назад – два шага вперед. На нашем счету – не построенные элитный жилой комплекс "Луизенваль" в Центральном парке, "Калининградский Арбат" на ул. Соммера и масса других отмененных строек, реконструкций и  незагубленных деревьев. Кстати, это позволило построить многое другое.

Сигналы населения в прессе слышали. Заметный всем пример - уцелевшая после реконструкции сквера голубая ель на стрелке Ленинского проспекта и Театральной. Ей подрубили корни, и она начала сохнуть, пока я не привела туда П.Саркисова, а он не заставил строителей все переделать. Когда в начале 2008-го ураган сломал новогоднюю елку на площади Победы (дурной знак для города), нарядили эту, живую.

Стала "двоечницей"

Не знаю, у кого еще в нашей области такая практика государственного PR. Думаю, здесь нет конкурентов. И все же мне не удалось помочь талантливому человеку Г.Боосу, который позвал меня переводом из мэрии в 2008-м, после избрания Ю.Савенко в Госдуму. Я старалась гармонизировать его общественные связи. Но, как говорится, наука бессильна. Поэтому по окончании полномочий губернатора я стала совсем свободна.

В правительстве хорошо говорили, но совсем не хотели слушать. Работа пресс-службы заключалась в ловком изложении министерских отчетов и описании подвигов губернатора. "Хавает" ли "пипл", никто даже не задумывался. Контора спускала "вниз", в СМИ, "простыни", в которых не каждый журналист находил хоть какую-то новость для людей. Пресс-служба  оказывала информационные услуги руководству.

Несмотря на статус одного из трех заместителей начальника, я пыталась "помочь укрепить" её, как мне сказал Георгий Валентинович. Честно поставляла "наверх" предложения о повышении эффективности нашей политики, информационные стратегии и тактики, но все они умирали без движения. Вроде доказала, что главный изъян нашей структуры - отсутствие обратной связи с населением, что нужна аналитика. А удалось наладить лишь маломальский мониторинг СМИ.      

Профессиональный проблемный разговор с губернатором, который состоялся два года назад (с приглашением на работу), возобновился только один раз, по моей инициативе. В декабре 2009-го я старалась убедить Георгия Валентиновича проявить гибкость в отношении транспортного налога, говорила, писала ему, какими политическими рисками это чревато для него и для области. Но нормального, компромиссного решения не добились даже думские единороссы.

На пятом году в целом полезной деятельности правительства обратная связь так и не заработала. Людей это сильно злило, умело организованные протесты нарастали. А пресса не помогала. Критика в большинстве СМИ, развращенных бюджетными деньгами, была начисто изжита. Деятельность специалистов пресс-службы - сведена к роли попугаев-популяризаторов.  Поскольку я занималась антикризисным PR,  моя зона ответственности менялась в зависимости от того, где напрягалась ситуация.

Пришлось довольствоваться теорией "малых дел". Мы неизменно находили общий язык с руководителями министерств, служб, агентств и выруливали конфликтные ситуации. Жаль, что работали без анализа и прогноза не на упреждение, а "по хвостам". Правда, когда гром грянул, решения стали-таки корректироваться.  К примеру,  в апреле снизили  злополучный транспортный налог для маломощных автомобилей. Поздноватенько.

Чудес не бывает: большая информационная война проиграна. В результате область потеряла мощного лидера, ряд профессиональных управленцев, федеральные инвестиции. Массовое сознание определило бытие. И это итог работы команды, преданной своему шефу настолько, что с ним  никто из "своих" всерьез не спорил.  Личная преданность сослужила дурную службу. Хотелось бы, чтобы этот урок был усвоен преемниками.