15:17

Как калининградские срочники воевали в Осетии

  1. Новости

От армии не бегал

Когда подошло время выполнить почетную конституционную обязанность, Дмитрий (пусть будет Иванов, ибо судьба этого парня характерна для большинства простых россиян его возраста) и не подумал уклоняться от срочной службы. Хотя родители дали понять, что постараются найти возможность задержать единственного сына на «гражданке» хотя бы до следующего призыва. Еще бы - ведь этот был последний, когда в армию уходили на два года. Но Дима был твердо убежден - надо, значит, надо. И в положенный час явился в военкомат.

Служба у крепкого деревенского парня складывалась, по большому счету, нормально. Без особых проблем в учебной части, дислоцированной в городе Коврове, получил специальность механика-водителя боевой машины пехоты. И по окончании учебки оказался в составе одной из частей 58-й армии. И во Владикавказе поначалу все было спокойно. «Дедовщиной даже не пахнет, - докладывал Дима оставшейся дома матери (они договорились созваниваться по мобильному каждую неделю). - Вскладчину с ребятами купили телевизор и DVD-плейер, офицеры дают фильмы посмотреть».

«Мама, я в Грузии!»

Сравнительно спокойная жизнь закончилась для Надежды Васильевны этим летом. Сначала сын сообщил, что их часть отбыла в горы на крупные учения. После чего всех якобы были должны послать на грузино-абхазскую границу. Мать сразу же кинулась в районный военкомат. Приняли ее там, надо отдать должное сотрудникам ведомства, очень даже вежливо. Первым делом постарались успокоить: «Да что вы! Он же у вас срочник, кто его в «горячую точку» пошлет? По закону не положено». Старательно записали все данные, пообещав все досконально выяснить и немедленно оповестить. Напоследок еще раз заверив, что сегодня воюют в России только контрактники.

Немного успокоившись, Надежда Васильевна стала ждать очередного звонка с Северного Кавказа. Дождалась. «Мы далеко, на очередных учениях, - сообщал Дима. - Но не в Грузии, так что не волнуйся». Легко сказать! Связь была очень плохая…

А вот уже в следующем телефонном разговоре сын проговорился, что находится в грузинском городе Гори. И пробудет там минимум до 22 августа - так им сказали командиры.

Куда больше порадовало известие, что всем срочникам, участвовавшим в боевых действиях, месяц службы засчитают за три, как велит закон. В общем, если раньше обратно, в Калининград, Диму нужно было ждать в начале ноября, то теперь - едва ли не на днях!

- Стоим в поле где-то под Цхинвалом, - сообщал парень. - Живем в палатках. Нас здесь много - и десантники, и ополченцы, кого только нет. Кормят хорошо, а если захочется чего-то сверх пайка, так можно сходить на окрестные огороды. Тут в селах одни старики остались, они нас привечают. Здесь уже не стреляют, так что за меня не волнуйтесь. Завтра пойдем писать рапорты на увольнение.

Уволят, как обычно

Момент истины настал 24 августа, когда Дима позвонил вновь. В ответ на вопрос, написали ли рапорты, рассказал, что солдаты подошли с этим вопросом к замполиту и психологу части. Офицеры ответили, что 27 сентября должен увидеть свет приказ об увольнении граждан с военной службы и о призыве на срочную службу. В общем, на дембель все пойдут в обычном порядке.

В неразберихе обустройства на новом месте обратиться было практически не к кому. Даже от того, чтобы родители выслали денег на самолет, пришлось отказаться. Их просто некуда было высылать. Сын не мог сказать даже новый номер полевой почты.

- Хотя бы объяснили толком, как они будут увольняться, добираться до дома, - недоумевает Надежда Васильевна. - Ведь абсолютно ничего же не известно!

Между прочим, вместе с Димой служат, как минимум, еще трое срочников из Калининградской области: в его 1 батальоне парни из Балтийска и из Черняховского района, да еще один в соседнем 2 батальоне.

- Ну, а что вы хотите?! - так, по словам Надежды Васильевны, заявили ей в приемной губернатора, куда она также смогла дозвониться. - Куда Родина парня пошлет - туда и пойдет. Гордитесь, что ваш сын там!

- А вы бы своего послали? - в свою очередь спросила мать. И ничего не услышала в ответ…

Старослужащим предложили «выгодный контракт»

- Случай с Димой - не единичный, - подтвердила председатель областного Комитета солдатских матерей Мария Бонцлер. - Калининградских призывников служит на Кавказе (а теперь и в Абхазии, и в Южной Осетии) немало. Имеются и прецеденты другого порядка. Так, например, в разгар недавних событий около 70 человек старослужащих из Гусевской мотострелковой бригады погрузили на КАМАЗы и отвезли в Балтийск. Там парням предложили подписать контракты на службу в бригаде морской пехоты с немедленной отправкой на Северный Кавказ. Мол, прослужите там оставшиеся три месяца, а потом будете уволены, как положено срочникам. Зато денег на дембель успеете заработать. Патриотические стимулы тоже использовались вовсю. По нашим данным, контракты подписали больше половины. А теперь им там говорят: какая осенняя демобилизация, ребята, контракт действует три года! Это же откровенный обман. И если последуют официальные заявления от родителей ребят, мы обязательно направим соответствующее исковое заявление в суд.