18:09

С осени калининградские первоклашки будут учиться по-новому

  1. Новости

Эти изменения проходят в рамках общей реформы образования. В этом году они коснутся только начальной школы, но со временем изменятся и стандарты обучения на основной и средней ступенях (в 2015-2016 и 2020-2021 гг. соответственно).

Наша область опять лидер инноваций: до введения новых правил еще полгода, а некоторые калининградские школы уже их применяют! Как нам сообщили в министерстве образования области, в апробации по внедрению стандартов второго поколения участвуют 14 образовательных учреждений области, 13 из них — победители регионального конкурса «Супершик». Он был организован два года назад с целью поддержки школ, которые станут обучающими площадками по введению новых стандартов образования — победители получили гранты в размере от 2,3 млн до 4 млн рублей.

Если раньше основной задачей начальной школы было дать ребенку знания, прочитать лекции по определенным предметам в установленные сроки, с конкретным количеством часов по каждой дисциплине, то теперь четко прописаны требования к образовательным программам, результатам, условиям организации образовательного процесса и т.д.

Какой будет программа

Раньше она была общей для всех школ: набор предметов и количество часов. По новым стандартам есть примерная образовательная программа и масса возможностей для творчества. Список предметов остается без изменений, как и объем их преподавания. Но как именно вы ведете уроки, в какой форме подаете материал — решает каждое учебное учреждение. Можно провести занятие по математике в классе, а можно повести детей на улицу и посчитать с ними деревья. Или обсудить литературу за чашкой чая.

Должна быть прописана программа отдельных учебных предметов (рабочие программы), определена миссия школы. Например, если это патриотическое воспитание, оно должно заключаться не только в наборе мероприятий (возложение цветов, поход в гости к ветерану и т.д.), но быть доминирующим в учебе и внеурочной деятельности.

Упор на результат

В привычной системе обучения четко прописанных результатов, которых на выходе из начальной школы должен был добиться ребенок, не было. Нужно было научить математике, русскому языку и т.д. Теперь четко прописаны результаты по каждому предмету. Выпускник 4-го класса, например, должен уметь различать звуки и буквы, знать последовательность букв в алфавите и пользоваться им для упорядочивания слов и поиска нужной информации — это по курсу «фонетика и графика». Результат по иностранному языку - участие в элементарных диалогах, описание предмета, картинки, персонажа, рассказ о себе, семье. Математика: ребенок должен уметь распознавать и называть геометрические тела (куб, шар), соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. По предмету «Окружающий мир» - узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование. Список огромный!

Как проверить результат — это дело школы. Кто-то будет писать контрольные или тесты, кто-то поставит оценки.

Кроме того, при изучении всех предметов обязателен компьютер. Малыши должны уже в 9-10 лет уметь набирать на нем текст, создавать изображения и презентации, пользоваться интернетом.

Кроме предметных, есть личностные и межпредметные результаты. Ребенок должен освоить теорию и научиться использовать ее на практике, уметь анализировать ситуацию, ставить задачи, проблемы и находить их решение и т.д.

Добавят кружки и секции

Малыши, как и раньше, будут учиться 5 дней, но к обязательной образовательной программе (20 часов в неделю), добавляются 10 часов на внеучебную деятельность. Это кружки, спортивные секции и т.п. Раньше это было на добровольных началах, а потому встречались ситуации, когда допзанятия проходили по принципу «у нас есть учитель танцев, значит, все будем танцевать». Теперь все решает заказ родителя.

Городским школам просто — кадры есть, на селе ситуация сложнее. Но выход найден, его уже активно используют многие школы: они заключают договоры с домами творчества, ДЮЦами, структурами допобразования, где есть профессиональные кадры и все необходимое для занятий.

Кабинеты переоснастят

Новые требования коснутся и учителей. Они будут постоянно повышать свою квалификацию: не курсы раз в 5 лет, а постоянная учеба, причем в любой форме - выездные семинары, взаимодействие с коллегами через интернет. Кстати, это уже применяют: 14 пилотных школ, участников эксперимента, регулярно общаются в интернете, делятся опытом и вместе решают возникающие проблемы. На базах этих учебных заведений в течение года обучение пройдут все учителя начальных классов области.

Еще один момент — оснащение кабинетов. Теперь должно быть несколько зон: для учебы, отдыха и занятий спортом. Причем зонирование можно организовать даже в пределах одного класса. Так, например, сделали в начальной школе Зеленоградска: в классе есть зона для учебы — парта, доска, место для хранения портфелей - и зона отдыха с надувным спортинвентарем, местом для игр.

В каждом классе должны быть компьютеры, интерактивная доска, мультимедийное оборудование (это богатство школы уже получили в рамках нацпроекта «Образование).

Потихоньку закупают и новое оборудование: специальную мебель — эргономичные парты и стулья (как правило, одноместные) с возможностью подстраивать их под рост ребенка, т.е. мебель «растет» вместе с учеником.

Учителя и родители общаются в блогах

Одна из школ-участников эксперимента — гимназия № 32 г. Калининграда, победитель проекта «Супершик» в 2010 году. Мы побывали в гостях у первоклашек (их 4 класса), которые уже полгода учатся по новым стандартам. В кабинетах — DLP проекторы, интерактивные доски, ноутбуки, есть лаборатория с цифровыми микроскопами. Закуплена новая мебель.

- Мы прописали все программы, проводим интегрированные уроки. Например, математика и технология: дети строят микрорайон из четырех домов. Сначала планируют, где и как расположить дома, потом делают макет из конструктора «Лего», - рассказала Ольга Чащухина, учитель начальных классов.

Некоторые занятия проходят в смешанных возрастных группах: дети учатся общаться, вместе решать задачи.

Малыши осваивают компьютер по программе «ПервоЛого»: учатся работать с текстом и графикой.

Начальная школа занимается на втором этаже, тут же, в коридоре, организована зона отдыха. Надувные игрушки, большой ковер-игра. На каждой перемене веселые игры с ребятами устраивает специальный педагог. Есть оборудованное место для игр и на улице — для теплого времени года.

- На этаже организован Wi-Fi — в каждом классе интернет. Кроме того, установлены камеры: всегда можно узнать, что происходит. Кроме того, администрация может в он-лайн режиме «зайти» в любой кабинет и на любой урок, - добавила Ольга Бодрых, заместитель директора, куратор начальной школы.

Что касается оценки результатов, то в 3-4 классах в гимназии появляются оценки, разработаны тесты, контрольные. У каждого ребенка есть портфолио из его работ, реализованных проектов — оно поможет видеть, как развивается ученик.

На первых порах малышам помогают освоиться в школе старшеклассники. Существует целое волонтерское движение: пятиклассники рассказывают малышам, как надо вести себя в школе, как одеваться и т.д. Вместе с психологом проводят для них простые тренинги и занятия.

Нам показали несколько уроков. На одном из них первоклашки с интересом изучают компьютер.

- У меня дома тоже есть компьютер — я немножко играю, а еще проверяю свою страничку «В контакте», - рассказал Дима Жилинский из 1 «В».

- Нас научили делать зоопарк из зверушек (дети используют готовые картинки.— Авт.), подводный мир, - добавляет его одноклассница Саша Веселова. - Мне в школе весело, лучше, чем в детском саду!

Перед тем как начинать эксперимент, в мае прошлого года, с родителями будущих первоклассников провели конференцию — объяснили, что означают новые стандарты, как будут заниматься с детьми и т.д. Кроме того, каждый учитель начальных классов ведет блог: в нем родители почти ежедневно задают разные вопросы. В гимназии есть и услуга «SMS-дневника» - желающие могут узнавать об успехах своего ребенка, получая информацию на мобильный телефон.

Что изменится в начальной школе

  • Будет только примерная базовая программа (список часов и предметов), учебные программы по предметам, методы и формы преподавания, внеучебная деятельность — все это каждая школа разрабатывает для себя сама;
  • к 20 часам общеобразовательной программы добавляются обязательные 10 часов внеурочной деятельности - кружки, секции;
  • в стандартах четко прописано, чему именно должен научиться ребенок по каждому предмету;
  • вводятся новые требования к оснащению классов (компьютеры, техника, удобная мебель и т.д.). Кроме места для учебы, обязательно должны быть организованы игровая и спортивная зоны;
  • постоянное повышение квалификации учителей в разной форме (раньше — курсы раз в пять лет);
  • появятся интегрированные уроки (совмещение предметов);
  • использование компьютера;
  • реализация общего направления деятельности школы (например, патриотическое воспитание) не через отдельные мероприятия, а через все предметы и внеурочную деятельность.