16:59

Светлый - город победившего социализма

  1. Новости

В Светлом почти нет немецкого жилого фонда, это детище послевоенной советской действительности. Местная архитектура — коктейль из послевоенной застройки, панельных пятиэтажек 70 — 80х годов и нескольких новых многоквартирных домов 2000х. Не зря Светлый называют городом победившего социализма.

Здесь будет новый город

Толчком к появлению города стало строительство электростанции, которая теперь называется ГРЭС2. На ней вахтенным методом работали жители Кенигсберга и деревни Циммербуде. Появились железная дорога и воинская часть, поэтому экономическое положение небольшой деревушки было достойным.

Возить специалистов на ГРЭС2 советское правительство не стало и построило за 10 лет на месте Циммербуде город Светлый. Послевоенные технологии не позволяли ставить сваи на болотистых почвах, поэтому сносили добротные немецкие дома, стоявшие на твердой почве и на их месте возводили многоквартирные.

Дом культуры на трухе

В самом центре Светлого — площадь с Ильичом, за ним — Дом культуры. Обшарпанный снаружи, внутри он очень даже ничего. Необходимость клуба возникла сразу: после войны поселок заселяла молодежь. В начале 50х руководство ГРЭС2 решило строить настоящий клуб. Строили долго, фундамент провалился через год после заливки. Оказалось, что на этом месте была немецкая мельница, и новое здание поставили на отходах и трухе, которые немцы складировали возле мельницы. В 1957 году Дом культуры сдали, получилось солидное здание в сталинском стиле с огромными залами, колоннами, массивными широкими лестницами. В Доме культуры есть городской музей. Его директор Татьяна Механникова провела для нас экскурсию по городу.

Построй себе жилье

От Дома культуры идет улица Калинина — первая, построенная после войны. Дома здесь двухэтажные, добротные и теплые. Она пересекается с улицей, которая находится практически у леса и называется почемуто Центральной. Здесь дома, построенные "горьковским" методом.

После войны, благодаря ГРЭС2 и каналу, в Светлом сразу появились градообразующие предприятия: рыбоконсервный комбинат, рыболовецкий колхоз "За Родину!", судоремонтный завод. Их работники построили весь город. Для строительства брали шлак с ГРЭС2, смешивали с цементом, заливали между деревянными плитами, и получался монолит. Это вредно для здоровья: шлак постоянно источает вредные газы, но другого стройматериала после войны не было. Люди с предприятий в свои выходные и отпуска отрабатывали определенное количество часов на стройке, и после получали жилье в этих же домах. То есть рабочая сила была бесплатной.

На Центральной улице есть ПТУ. Раньше в Светлом их было два: одно готовило рабочих для судоремонтного завода, второе — строителей. Сейчас это единое заведение, где в основном учатся выпускники детских домов и интернатов, сюда их присылают, чтобы продержать до армии и дать хоть какуюто специальность.

Живая достопримечательность

В лесу виднеется купол. Это православный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный лет двадцать назад. Раньше церковь красили, белили, она была нарядной, а теперь все ресурсы перекинуты на центральную церковь. Функции храмов разделили: в старой церкви проводят отпевания, в новой — венчания. Кроме церкви, в лесу находятся больница, детский садик и одно из двух зданий спортивной школы со стадионом. Больница в Светлом — яркий образчик регионального здравоохранения: заведение хиреет, сокращается. Недавно в Светлом закрыли роддом.

Светловская спортивная школа имеет 2 здания и 2 стадиона. Финансируется из ряда вон плохо, и, по слухам, новый мэр в целях экономии городского бюджета подумывает ее закрыть. Ребятня в школе занимается футболом, волейболом, баскетболом, легкой атлетикой, вольной борьбой и академической греблей — последние два вида дают статус школы олимпийского резерва. Своей базы у гребцов нет, лодки хранятся на территории завода "Оптим", результаты достигаются только за счет собственного и тренерского энтузиазма. Живая "достопримечательность" Светлого — действующий спортсмен, заслуженный мастер спорта — Дмитрий Розинкевич.

В светлом центре

На центральной площади — почтамт, рынок, новый развлекательный центр и универмаг: наследие совковой торговли. Выделяется новая церковь, православный храм во имя Святой великомученицы Варвары, построенный на пожертвования. Внутри — фрески, которые выполняли художники, присланные епархией из специальной церковной художественной школы. За храмом — здание церковноприходской школы.

Два интересных здания расположены недалеко от центральной площади. Одно — заброшенный барак, где у немцев была конюшня, а после войны — детский сад. На бетонном полу барака — детского сада постоянно простывали дети. Заведующая (она жива до сих пор) поехала в Калининград к большому начальнику выбивать покрытие на пол. У начальника в кабинете лежал прекрасный ковер. Педагог сказала: "Посмотрите, какие хорошие у вас хромовые сапоги! Зачем вам ковер? Отдайте его детскому саду!" Начальнику ничего не осталось делать, как отдать ковер. Заведующая на себе дотащила ковер в Светлый.

Второе — рядом стоящее здание, которое было у немцев гостиницей "Вальдшлосхен" ("Лесной замковый домик"). За ней находилось озеро с минеральной водой, били минеральные источники, существовала сложная система сообщения озера с каналом. Поэтому поселок считался рекреационной зоной местного значения. Кусок озера, некогда минерального, еще остался за рынком. Лет 20 назад в нем водились раки, вокруг был зеленый пустырь — городское место отдыха с ивами и вербами, зимой каток. Хозяин рынка построил по периметру озера каменную стену, нарушив дренаж. Теперь озеро превращается в болото.

Домик пастОрА

Улица Горького у немцев была въездом в поселок. Тут чудом сохранился домик пастора. Рядом — второе здание светловской спортивной школы, в котором раньше располагался католический храм. После войны в храме организовали кинотеатр — изза хорошей акустики. Колокольня стояла отдельно от церкви, в ней после войны обосновалась пивнушка. К церкви постоянно делались пристройки, после кинотеатра ее переоборудовали в Дом спорта судоремонтного завода. Когда завод стал не в состоянии его содержать, здание отдали спортивной школе.

Обреченные выживать

Благодаря расположению — вдоль фарватера Калининградского морского канала — Светлый был обречен стать промышленным центром. В длину город занимает три километра, ширина — полтора километра. Бытовало мнение, что канал построен русскими пленными в 1914 году. На самом деле канал построили немцы, строительство длилось 10 лет, первое судно прошло по нему в 1901 году. С тех пор к водной артерии "жмется" вся промышленность.

По всей длине канала, не считая 500 метров городского променада, расположены предприятия: "СодружествоСоя", "Лукойл", судоремонтный завод, "Балтнафта", ГРЭС2, рыбоконсервный комбинат и другие. Выбросами этих предприятий дышат жители Светлого. Здесь самые высокие в области показатели детской астмы и лейкемии, 1е место в области по онкологии и инсультам. "Балтнафта", вопреки всем нормам, разместила свои производственные мощности в 120 метрах от ближайшего жилого дома.

В городе — активное население, которое пытается бороться за свое выживание. Люди подали иск на "Балтнафта" в Страсбургский суд. Заявление было принято и рассмотрено, но судьи из Страсбурга не могут приехать в Светлый и убедиться в ситуации воочию, поэтому послали все запросы в Москву. А в Москве им ответили, что все правила соблюдены. Московским чиновникам не видно, насколько близко вредное производство расположено к жилым домам. В процессе борьбы с "Балтнафта" население Светлого приглашало независимого эксперта, который сильно удивился, что в городе еще живут люди. Но он заявил, что горожан спасает расположение города между лесом и каналом: лес поглощает часть загрязнений, а роза ветров в канале частично вытягивает выбросы.

Печальные знаки

Вдоль канала расположены городской стадион и парк. В парке городские власти продали территорию неким предпринимателям, которые начали строить непонятный бетонный монстр. Уже лет пять торчит этот недострой. Его облюбовали наркоманы и бомжи. Причина недостроя: почва болотистая, нужно было забивать бетонные сваи по хитрой системе. Но горепредприниматели не провели геологоизыскательные работы и применили дешевую технологию. Конструкция поплыла вместе с парапетом. Судьба парка под вопросом. Кстати, многие микрорайоны Светлого построены на засыпанных болотах. Поэтому и дорога, ведущая в город, — неровная, волнистая, ее периодически подмывает, и асфальт вспучивается.

От парка к Дому культуры идет бульвар Нахимова, созданный в начале 60х городскими энтузиастами. Здесь высажены редкие деревья, привезенные из старых немецких усадьб. В глубине бульвара — памятный знак чернобыльцам. Он, как и памятник воинаминтернационалистам на улице Советской, построен общественниками. Знак сделала молодежь Светлого: притащили валуны, сложили, имитируя взрыв. Здесь проходят митинги в день вывода войск из Афганистана и в годовщину Чернобыльской катастрофы 26 апреля.

Взорвать не удалось

По безобразнейшей дороге мы подъезжаем к ГРЭС2, с которой, собственно, и начался город Светлый. В течение многих лет весь шлак от ГРЭС2 по специальной трубе засыпался в близлежащее болото. Над всем этим хозяйст

вом проходит высоковольтная линия. И в этом месте тоже стоят жилые дома, которые все вместе называются "13й микрорайон" — инсульты и онкология среди жителей зашкаливают. Рядом — "Балтнафта", пожарная охрана и небольшая шоколадная фабрика ООО "Единство".

ГРЭС2 впечатляет своими масштабами! До войны она была второй в Европе по мощности, территории и технологическому оснащению, и второй в Германии. Станцию спроектировал немецкий архитектор, которому в конце войны по поручению Гитлера пришлось заняться уничтожением промышленных предприятий на территории Пруссии, чтобы они не достались русским. Ему жалко было взрывать свое детище. Станцию заминировали и ждали приказа на взрыв — когда русские войдут в деревню. Но советские войска остановились в Ижевском, о чем немецкая разведка доложила командованию, и немцы ушли из Циммербуда. Когда наши войска вошли в поселок, воевать было не с кем. Специальная группа, присланная из Москвы, подошла незамеченной к станции, обезоружила охранников и разминировала ее.

В советские времена на станции проходили практику выпускники всех энергетических вузов страны — более совершенного оборудования еще не было, даже в Европе. В 1977 – 1978 году станцию перевели с угля на жидкое топливо. Сегодня ГРЭС2 практически не работает, лишь зимой дает городу тепло и горячую воду. Но остается стратегическим объектом, на ней держат штат ведущих специалистов — на случай, если понадобится запустить.

Родина "Банки № 19"

Через небольшой лесок мы проезжаем в бывшую деревню Пайзе, в микрорайон Комсомольский. Лес скрывает несколько предприятий: завод по ремонту малотоннажных судов, предприятие "Кенигтрансавто", фабрику по сборке корпусной мебели ООО "Запмебельплюс". За лесом железная дорога разветвляется на множество путей — это отстойник мазута, нефтяных цистерн и других промышленных грузов. Большая проблема для жителей города: ночью, во время движения вагонов, никакой транспорт, в том числе и скорая помощь, не могут попасть из одной части города в другую. Раньше вагоны перекрывали дорогу и днем, но горожане возмущались, и теперь днем можно проехать.

С дороги видна большая воинская часть периметром 14 км. У немцев это был арсенал. Его внутренняя территория состоит из 22 линий железной дороги, на каждой из которых стоит по 22 бункера, где у немцев хранилось оружие, а в наше время — мины Балтфлота. Эти бункеры не смогла разбомбить ни одна авиабомба. Маскировочный лес представляет собой непроходимую чащу.

Микрорайон Комсомольский построен после войны Балтийским рыбоконсервным комбинатом, который здесь и находится. Территория комбината очень большая, выходит к каналу. Когдато это было второе по мощности в СССР рыбоконсервное предприятие. Многие помнят знаменитую "Банку № 19" — "Сардины в масле". На экспорт они шли в оливковом масле. Для советских граждан сардины выпускались в обычном растительном. Это были очень вкусные консервы, знаменитые на весь СССР, которые доставали по блату. Комбинат выпускал продукцию всех видов — рыбу соленую в бочках, в ведерках, в банках, рыбу жареную, пареную, маринованную, свежеприготовленную. Здесь работало около 2 500 рабочих. Сегодня — 170 человек.

Многие другие предприятия Светлого переживают непростые времена. На Светловском судоремонтном заводе раньше было 3 000 рабочих вместе с подрядчиками, сегодня — около 500 рабочих. Иногда здесь попрежнему ремонтируют "Крузенштерн" и "Седов".

Рыбколхоз "За Родину!" в советские времена имел 40 океанских судов, которые бороздили океан от Севера до самого Юга. Сегодня — 2 прибрежных суденышка. Большие территории в Светлом проданы, а во Взморье построен перерабатывающий комплекс.

На заводе "Оптим" вместо 1 000 человек сегодня — 120. "Оптим" зависит от объема строительства в области. Завод работает только на розницу и выполняет индивидуальные заказы.