12:16

Анатомия ненависти

  1. Новости

Я не жду понимания этого текста. Я не жду понимания и одобрения этого текста даже моими друзьями, живущими в Калининграде. Потому что наблюдаю, как из года в год мы расходимся. Расходимся в миропонимании, расходимся в словах и отношениях к ним. На мой субъективный взгляд вы становитесь все более жесткими и нетерпимыми к любой инакости. И достаточно только высказать иную точку зрения, как тут же получишь жесткий, а порой и агрессивный отпор. Причем я даже заметил, что вы стали по-разному говорить. Один на один при личных встречах и, например, в открытых диспутах в соцсети. Там как-то все больше лозунгами. Конечно, вы мне можете сказать: "Хорошо тебе там, а у нас тут жизнь такая...вот мы и сами такими становимся". Ну да ладно... Any way. Я не осуждаю никого. Хорошо, плохо - это не более чем субъективные оценки. Так же, как нельзя сказать, что "черное" - это плохо, а "белое" - хорошо. Черное это черное, а белое это белое. И если для одной ситуации один цвет хорош, для другой может оказаться не очень подходящим.

На мой взгляд, вы опять становитесь очень хороши... для войны! И совершенно неподходящи для мирной жизни и строительства. Это как в советские времена, когда страна, вождь и народ создавали самое современное вооружение, но при этом не развивали (да особо и не хотели) производство современной качественной бытовой техники и автомобилей. В советские времена мы ( увы, я был таким же) готовы были протянуть руку спасения( желательно героического) любой заокеанской стране, хоть в Африке, хоть в Южной Америке, лишь бы она назвалась "нашим другом и попросила братской интернациональной помощи", но при этом с ближайшими соседями строили отношения исключительно с позиции силы. Да просто не умели по-другому. Потому как нет иного. Есть или друг, или враг - и исключительно в личных мироощущениях вождей, которые передают их массам. Сомнения не допускаются. Если кто не прав, то только не я. Любые ошибки и заблуждения не признаются. Вождь всегда прав.

Да, мы могли все иронизировать и посмеиваться над ним где то в узком кругу, сидя на кухнях, но никогда на открытых публичных мероприятиях. Примерно то же самое я наблюдаю и сегодня. Многие мои друзья говорят: "Да ладно тебе. Онищенко клоун, ему что скажут - то он завтра и найдет." Или на недавние высказывания самоназывающего себя "ведущим политологом" М. Александрова о возможности "ввода войск в Прибалтику" вы мне также говорите: " Да ладно тебе, дурачок какой-то, что-то там сказал"...

Да, наверное. Может, и так, но... не так давно я посмотрел фильм " Жизнь прекрасна" Роберта Бениньи. Сказать, что это один из сильнейших фильмов, которые я видел за свою жизнь, это ничего не сказать. Скажу проще, это фильм о настоящем мужестве. Мужестве с большой буквы, которое не чета гротескной тарантиновской фантастике про еврея с битой, крушащего фашистам мозги. Фильм Бениньи начинается красиво и легко, в стиле легкой и остроумной итальянской комедии, а переходит... Он как бы из двух частей... Когда комедия переходит в настоящую трагедию. Почему я вспомнил этот фильм сейчас... Во второй части этого фильма есть эпизод, когда главный герой с сыном подходят к магазину и читают на дверях табличку "евреям и собакам вход запрещен". Он сохраняет мужество и оптимизм, пытается приободрить сына... Но мне как зрителю и человеку знающему, что будет дальше, уже не смешно... Потому как в отличие от героев я знаю, как эта, может быть, кому-то тогда кажущаяся "остроумной" табличка быстро перерастет в концлагеря и убийства по национальному признаку. Именно по национальному, более не за что. Может быть, странно, но, когда я смотрел этот эпизод, я вспомнил невинную табличку, которую можно было увидеть несколько лет назад на прилавках одной из крупных калининградских торговых сетей - "здесь эстонское не продают". Вы, мои друзья, мне скажете: "Что ты сравниваешь!" Да как-то само вспомнилось.

Я помню и всю предысторию, и то, как некоторые люди в Эстонии приняли решение, столь негативно нами воспринятое, и то, что некоторые люди в России сразу же перенесли эту негативную реакцию на все эстонское, на Эстонию и весь ее народ. И даже, я так понимаю, на русских, волею судьбы проживающих в Эстонии, потому как среди них оказалось немало тех, кто потерял работу в этой ситуации. Конечно, в рамках анатомии ненависти такие люди должны называться "предателями", ведь они не пустили себе пулю в лоб, когда Эстония отсоединилась. И не уехали переселенцами без жилья и работы в Россию. Хотя мог ли бы. Мог ли бы составить конкуренцию в очереди на квартиру тем, кто живет в России всю жизнь.

Сегодня переселенцев заманивают любыми обещаниями, большинство из которых потом не выполняется. Хотя, если честно, то я и сам не очень понимаю, почему вчера приехавшему переселенцу должны предоставить квартиру, а калининградцу, стоящему в очереди лет 20, предложить еще подождать, так как нет возможности. Но ведь для переселенцев она есть. Во всяком случае, обещается. Или, может, за них платят другие государства? Сомневаюсь. В этом всем опять больше политической игры. Дабы опять что-то кому то доказать, и причем любой ценой. Этакие политики-шахматисты, хотя нет, шахматисты - это слишком заумно для них. Скорее, подростки, играющие в солдатиков. Подростки, не отвечающие в полной мере за свои деяния, в силу ограниченной дееспособности. И к людям относящиеся, как к оловянным солдатикам. И в этом нет противоречия. Ведь можно быть формально как бы взрослым человеком и занимать большой пост, но по сути своих действий и мысли оставаться не развившимся подростком. Не доигравшим в войнушку или спортивные игры, обидчивым и мстительным, страдающим от нереализованных детских «мечт» и пытающимся все восполнить сейчас, когда появилась возможность благодаря деньгам и власти. Так же, благодаря этой же власти, мстить всем тем, кто не признает твои значимость и величие. Ибо каждый из нас, чего-то добившийся, считает себя "великим". И как это так, что кто-то не признает это и не уважает меня! Значит, надо надавить, заставить бояться.

Да-да. Все правильно. У сильного есть такое право. И во многих странах мы можем наблюдать такую психологию, как право сильнейшего. Сильнейшего не по нормам права, а по праву физической силы, занимаемой должности, удостоверения в кармане, большей стоимости машины, количества денег, большей агрессивности и способности идти до конца... Как в мире животных. " Кто сильнее, тот и прав. Кто слабее - обязан подчиниться". В каждом человеке есть сколько-то животного, сколько-то человека. А далее из людей, населяющих ту или иную страну или регион, формируется общий потенциал "животной" и "человеческой" энергии, влияющей на эту территорию. Когда живешь только в Европе или только в Азии, видишь, как интересно работает такая энергия в каждой стране. Даже как "человеческое" проявляется по-разному. Но горе тем странам, которые попадают в полуформат.

Состояние, в котором одновременно претендуют на господство восточная и западная энергии. Тогда, конфликтуя между собой, они выставляют в бой свои самые воинствующие стороны, агрессия с ненавистью в первых рядах. И незаметно страна наполняется жесткой энергией, принимает самые искажающие людей черты. Как бы вбирает это как из восточного, так и западного мира. Во что превратится такая страна? Во что-то без перспективы большой жизни. Ведь без любви и сострадания, без света и тепла, без терпимости и добра, без преобладания "человеческого" в суммарном человеке страны все государства и империи рано или поздно прекращали существовать. Наивно думать, что энергия ненависти и разъединения работает только во вне. С точно такой же силой она давит и на внутренние стенки генерирующего ее государства. И однажды стенки износятся и прохудятся, или кто-то просто совершит ошибку, а запаса прочности системы может не хватить. И тогда энергия ненависти вырвется на свободу... Возвращаясь к гениальному фильму Бениньи... Ведь в тот момент, когда кто-то вешал эти таблички, другие итальянцы и немцы продолжали жить своей обычной жизнью. Они говорили своим друзьям евреям: "Ну что ты обращаешь внимание на этих дурачков.." Я уверен, что все было именно так. Потому как виселицы, концлагеря и крематории появились потом, когда ненависть набрала свою критическую массу и заставила всех уже не просто поддакивать, но уже и прислуживать, а несогласных - убивать. Это знаем все мы, живущие сегодня , но этого не знали и не могли знать итальянцы и немцы, жившие в тот самый день, когда какой-то человек, кажущийся тогда "клоуном", учил "правильной ненависти" своих сограждан, когда кто-то, проявляя солидарность с правительством и "праведный гнев", повесил первую табличку, ограничив вход в свой магазин ( имею право... это же мой магазин!) по национальному признаку, тем самым посеяв первые зерна ненависти.

Жизнь, так же, как и фильм Бениньи, частенько начинается кажущейся комедией, а заканчивается глубокой и страшной трагедией, под тупые шутки недооценивающих и трусливые смешки боящихся. Можно много разбирать примеров истории. Можно вспомнить много бывших стран -  например, таких, как СССР, по которой столь у многих ностальгия. У кого-то в силу воспоминаний беззаботной молодости и рефлекторному переносу того своего состояния на нынешнее стареющее и болеющее. У кого-то страдания по былому величию. У кого-то сожаления о потерянных перспективах - и это тоже правда, ведь человек к чему-то стремился много лет, а потом ему вдруг сказали: "Знаешь, ты шел не туда и впустую потратил годы жизни". Это тоже трагедия, и по такому деликатному вопросу я не могу найти общий язык даже со своей мамой... Но это хоть и не завершенная, но уже история. И чтобы ответить себе на вопрос, "хочу ли я вернуться в ту страну?",  есть смысл абстрагироваться от себя и вспомнить другие две страны того времени  - ФРГ и ГДР.  Ведь и там, и там люди жили люди одной национальности - те же самые немцы. Так почему же люди из Восточного Берлина готовы были идти под пули и на колючую проволоку лишь бы вырваться из своего общества в ФРГ, а не наоборот? И это не спорный вопрос, ведь достаточно посмотреть на фотографии и обустройство "берлинской стены" со стороны ГДР и Западного Берлина. Часто все не так очевидно, как кажется. И зная историю, мы даем отпор ненависти по известным нам позициям, но она не сдается и, играя с нашим умом, ищет новые формы, преображается и может предстать в очень необычном и, на первый взгляд, весьма привлекательном виде. Достаточно вспомнить, что некоторые люди получали в первое время дополнительные прибыли, когда закрывался бизнес у соседей евреев. И кто-то в чем-то видел больше порядка. "Какой ценой? Ну, так не моей же". Многое остается за кадром - что при этом кому говорилось, какие игры умами масс шли на эмоциях, в том числе и такой благой, как чувство патриотизма. Все ведь не так четко, как на экране скоротечного кино, где нам все выделено, препарировано и подано на блюдечке с ярлыками "хорошо", "плохо". Ненависть - она много хитрее и умеет обставлять свои деяния как бы "правильными" словами и красивыми обложками. И разглядеть ее на начальном периоде за всем этим бывает ох как не просто.

Только бдительность и памятование могут предохранить нас от того, чтобы кто-то не повесил нам первую табличку и не посеял в нашем сердце первые зерна ненависти. Только памятование и бдительность смогут помочь нам вовремя это распознать и уберечь себя, своих детей и внуков, свою страну от разрушения – если  начинает господствовать в ней ненависть и всегда сопутствующие ей обидчивость и мстительность, трусость и тупость.