18:42

Эксперт- Строительство угольной электростанции грозит ударом по экологии и экономике региона

  1. Новости

Строительство в Калининградской области крупной угольной электростанции вряд ли является экономически целесообразным сразу по нескольким причинам, также вопросы вызывает экологический аспект. Об этом заявил заведующий сектором экономического департамента Фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев, сообщает "Центр энергетической экспертизы". Напомним, после обращения президента России Владимира Путина к правительству с просьбой решить вопрос о гарантированном энергообеспечении Калининградской области в случае ее изоляции, в компании "Интер РАО ЕЭС" заявили о возможности построить в регионе угольную электростанцию мощностью 800 МВт. Стоимость проекта оценивают в $1,5–2 млрд.

"Это более чем странный проект. Уже сейчас Калининградская область будет крупным экспортным хабом, потому что планируемые к вводу два энергоблока Балтийской АЭС будут генерировать  порядка 15 млрд киловатт часов в год, что в разы превышает текущие потребности Калининградской области. Сохранится  старая тепловая генерация, которая в значительной степени связана еще с необходимостью снабжения теплом", - сказал Кондратьев.

Он добавил, что в этом плане строительство еще одной крупной угольной электростанции вряд ли является экономически целесообразным по нескольким  причинам.

"Первая причина напрямую  не относится к "Интер РАО"  и связана с тем, что в Калининградской области нет соответствующей топливной базы, здесь нет месторождений угля, то есть уголь надо будет привезти откуда-то, скорее всего, либо из портов РФ, то есть из Ленинградской области, или же привезти из Польши, доставить на электростанцию и там уже жечь. Это серьезные дополнительные расходы и не очень понятная логистика. При том, что в целом  у нас электроэнергия на угольных станциях  только сейчас стала чуть-чуть дешевле, чем электроэнергия на газовых станциях. Скорее всего, эту электроэнергию планируют куда-то экспортировать, но "Интер РАО" не заявляло о каких-то своих планах по экспансии на европейский энергорынок  в связи именно с новыми энергопроектами, - отметил эксперт. - Вторая вещь - более прозаичная. "Интер РАО" довольно часто обращается к государству с просьбой о  докапитализации, потому что финансировать инвестпрограмму дочерних компаний,  в первую очередь ОГК-1, ОГК-3, сейчас материнской компании – "Интер РАО"  - достаточно сложно в силу финансовых ограничений. Поэтому в таких условиях развертывание каких-то новых масштабных проектов при проблемах с уже утвержденными государством и уже запущенными в действие инвестиционными проектами,  программами выглядит достаточно непонятно.  По крайней мере, у профильных госведомств к такому проекту могут возникнуть  вопросы: зачем  он нужен, если "Интер РАО" пока что не реализовало проекты, уже объявленные на территории РФ, на которые уже сейчас не очень хватает денег и которые сейчас "Интер РАО" пытается вывести в зону относительно стабильной рентабельности".

Он напомнил, что по оценкам "Интер РАО", себестоимость строительства  такой электростанции составляет 2-2,5 тыс. долларов за киловатт установленной мощности.

"Это нижняя оценка, потому что сейчас строят электростанции более дорогие. Формально у нас есть очень хорошие технологии по сжиганию угля, которые используются в коммерческом секторе. Например, в центре Хельсинки есть ТЭЦ, которая работает на угле и при этом не наносит какого-либо серьезного вреда экологии финской столицы. Но обычно такие технологии очень дороги. Дополнительные фильтры, очистное оборудование  - очень серьезно увеличивают стоимость угольных электростанций. Бывают разные оценки, но это существенно выше 3 тыс. долларов за киловатт установленной мощности.  Либо "Интер РАО" придется пойти на упрощенную систему  очистки, соответственно, тогда будут серьезные  загрязнения. И  это будет большим ударом не только по экологии региона, но и по экономике,  потому что регион в значительной степени курортный, во многом он завязан на рекреационные услуги. Также будут проблемы с нашими соседями, которые специализируются на этом, и которые очень серьезно следят за экологией. Или же если "Интер РАО" пойдет по пути реализации проекта, соответствующего мировым стандартам в плане очистки выбросов, то окажется что изначально заявленные капиталовложения будут серьезно превышены. Ни тот, ни другой путь для "Интер РАО" в текущих, как сама компания признает, не очень простых условиях, складывающихся на том же российском рынке электроэнергии, не является привлекательным и оптимальным".