19:25

"Домик Канта" вычеркивают из списка исторических памятников

  1. Новости

Заместитель руководителя региональной службы охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов поясняет: "Дело в том, что многие включенные в специальный реестр объекты просто уже не существуют физически. Главным образом, это братские захоронения времен Второй мировой войны, которые были перенесены в другие места, но по документам числятся на старых. А также полуразрушенные или вовсе не дожившие до наших дней жилые дома. Например, вилла на Лермонтова, 7".

К Канту отношения не имеет

Однако, надо сказать, что среди объектов, которые служба охраны памятников намерена вычеркнуть из реестра, есть вполне себе существующий и неплохо себя чувствующий. "Историческим" он, правда, никогда не был, что, впрочем, не помешало ему долгое время являться чуть ли не символом культурного возрождения области.

Эта запутанная история, по словам краеведа Николая Чебуркина, началась в 1988 году. Кто-то из специалистов по истории края прогуливался по проспекту Победы в Калининграде и увидел небольшой фахверковый особнячок, внешне очень похожий на знаменитый домик секретаря лесничего Вобзера, в котором, как утверждают некоторые источники, любил отдыхать наш знаменитый земляк Иммануил Кант.

Историки посмотрели на дом – вроде тот. Городские власти обрадовались (надо же, какая приманка для туристов нашлась!), быстренько внесли домик в реестр памятников культуры регионального значения, расселили живших там людей (четыре семьи) и передали "объект" Калининградскому госуниверситету (ныне БФУ им. И. Канта), чтобы разместить там музей философа.

Дело двигалось быстро. Многие экспонаты были перевезены из внутреннего дворика университета в "Домик Канта", как стали называть в Калининграде этот фахверковый "скворечник".

Но места для размещения экспозиции не хватало. И тогда скромное по размерам строение решено было немного расширить.

– Где-то в 1991 году архитектор Игорь Шелепов разработал проект реконструкции и привел на место немецкого коллегу Дитриха Цлонке, чтобы наглядно объяснить, как дом будет выглядеть после апгрейда, – рассказывает Николай Чебуркин. – Однако никакого апгрейда не случилось. Цлонке внимательно осмотрел дом, после чего заявил, что ни к Канту, ни к Вобзеру, ни к его секретарю он не имеет никакого отношения.

Внезапное прозрение

Местные историки стали разбираться и пришли к вводу: дом к Канту, действительно, не имеет никакого отношения. Все вдруг словно прозрели.

– Настоящий домик секретаря лесничего Вобзера находился в 1,5 км от того дома, за который он был ошибочно принят, – поясняет краевед. – В 1945 году в лесничестве располагался немецкий командный пункт, конкретно в домике секретаря лесничего находился узел телефонной связи. Бои в тех местах шли жаркие, поэтому от домика, судя по всему, ничего не осталось. А если и осталось, то было уничтожено в первые послевоенные годы.

– Парадокс состоит в том, что не доживший до наших дней "дом секретаря" тоже, судя по всему, никакого отношения к Канту не имел, – делает предположение главный архивист Государственного архива Калининградской области Анатолий Бахтин. – Тот самый, настоящий домик лесничего, в котором любил отдыхать Кант, вряд ли сохранился до начала XX века. Надо полагать, что на его месте немцы возвели "новодел", в котором разместился небольшой посвященный философу музейчик. Он служил приманкой для туристов и посетителей стоящего неподалеку ресторана.

Получается, что "Дом Канта", который ныне считается "объектом культурного наследия", – это подделка подделки.

…После того, как всем стало ясно, что домик ненастоящий, обустройство музея Канта в нем приостановилось, экспонаты, которые были перевезены туда, вернули назад, в университет, а сам домик был передан православной церкви. В нем сейчас, насколько известно, живет священнослужитель.

Дорогое "удовольствие"

– Как бы то ни было, этот самый дом секретаря Вобзера формально является объектом культурного наследия, – говорит Евгений Маслов. – Его нужно вычеркнуть из списка, но сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд: требуется заключение экспертов. Но, во-первых, специалистов, которые имеют право проводить ее, на всю страну полторы сотни человек, а во-вторых, их услуги недешевы.

По словам Маслова, на эти нужды из бюджета области планируется выделить около 900 тыс. руб. Сколько денег потребуется для того, чтобы исключить из списка объектов культурного наследия именно "Дом Канта", сказать сложно. Всего вычеркнуть из списка предполагается 25 объектов. Если поделить на них 900 тысяч рублей, то получится 36 тысяч.

Фото Александра Матвеева и из архива Анатолия Бахтина