18:22

Калининградские ученые решают, как спасти серых тюленей и белых лебедей

  1. Новости

Калининградские специалисты решили объединиться в борьбе за жизнь тюленей. Об этом "КП" рассказал кандидат биологических наук, директор Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Дмитрий Булгаков. Первым шагом стал "круглый стол", на котором обсудили проблему. 

Ластоного разрубили и съели

– Дмитрий Борисович, у нас в стране спасать природу, начинают зачастую тогда, когда спасать уже нечего. Наверное, поводом для "круглого стола" по теме спасения морских млекопитающих на калининградском побережье Балтики стало преступление – убийство самки серого тюленя на Балтийской косе?

– Отчасти, да. Проблема очень серьезная и она гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. В последнее время, участились случаи появления тюленей на нашем морском побережье и много обращений калининградцев в службы спасения, МЧС, в зоопарк, к ветеринарам. Сами понимаете, пристроить крупное морское животное достаточно сложно, а самое главное, как показывает практика и в подавляющем большинстве случаев тюлени не нуждаются вообще в какой-либо помощи людей. Они здоровы, активны прекрасно себя чувствуют на суше, куда выбираются в основном для отдыха. А для многих людей откровением является то, что тюлени значительную часть своей жизни проводят вне моря – на берегу. Надо знать, что временное нахождение тюленей и нерп на берегу – для отдыха, линьки, – это норма жизни.

– И пример, ставшего известным на всю страну зеленоградского тюленя, тому подтверждение. Похоже, что это животное не боится людей…

– А тюленя пытаются затащить в воду, кормят абсолютно несвойственными этому виду кормами. По словам моих коллег, это крайне нежелательно для его нормального развития и становления инстинктов по добыванию пищи. Не исключено, что молодой тюлень теперь вряд ли уйдет с побережья и возможно не научится самостоятельно добывать пищу. Хочу напомнить, что этот балтийский подвид серого тюленя в отличие от атлантического подвида занесен в Международную Красную книгу. Он по-прежнему находится под угрозой исчезновения и нуждается в охранных мерах, особенно у нас в Южной Балтике.

– Страшный случай у поселка Коса: тюленя разрубили и съели… И никаких правовых последствий. Полиция даже не стала искать злодеев по горячим следам. Это заставляет задуматься, кто должен и как охранять животный мир.

– Да останки животного так и лежат на берегу у этого поселка. Поэтому на "круглом столе" мы определяли пути решения проблемы: кто и как должен принимать сигналы о появлении тюленей на пляже, кто должен на эти сообщения реагировать и определять ответственность тех или иных госучреждений и структур в решении этой проблемы. Зоопарк брать таких животных не имеет права. Любое изъятие диких животных из природной среды – это нарушение закона. Но вопрос упирается в милосердие. Если животное ранено или больно, то помощь нужно оказывать, безусловно. В Польше этот вопрос решается просто – там работает центр реабилитации морских млекопитающих. Финансирование центра идет из трех источников – это государство, грантовая поддержка и частные пожертвования. Мы пытались определить, нужен ли нашему региону такой питомник, вообще целесообразно ли создание центра реабилитации морских животных? Понятно, что это достаточно дорогостоящий проект. Пришли к выводу, что пока нам надо ограничиться информационно-просветительской работой с населением.

– Куда обращаться, если увидишь ластоногого на берегу?

– У нас в области есть агентство по охране, воспроизводству и использованию лесов. Нужно позвонить по телефон круглосуточного диспетчера – 52-19-11. По звонку на место "происшествия" будет направлен инспектор. Специалист оценит степень опасности и состояние здоровья животного. Если оно больно или ранено будет оказана помощь.

Бобры и бакланы 

– Но проблема гораздо шире, ее нельзя свести только к морским млекопитающим, есть много "сухопутных" видов, наземных представителей фауны, птиц нуждающихся в защите и охране…

– Поэтому решено сформировать рабочую группу, которая займется выработкой пошаговых мероприятий – действий по решению этой экологической задачи. Например, к нам в центр дети часто приносят раненых чаек, ежиков, которых сбивают машины, беспомощных птенцов. Выхаживаем, выкармливанием, спасаем, отпускаем на волю. А зимой возникает проблема с лебедями, которые остались зимовать. С каждым годом их все больше. В последнее время на зимовку в области остается огромное количество этих прекрасных птиц, но многие болеют и замерзают. Для решения этой проблемы можно привлечь волонтеров, неравнодушных людей, которые за свой счет могут предоставить теплые помещения, подвалы в прошлом году один владелец отдал лебедям теплый подвал своего отеля и кочегарку, где дикие лебеди пережили самые суровые морозы. В сентябре начнем работу в образовательных учреждениях. Будем координировать эту работу, доводить до сознания преподавателей и детей, что нужно делать, если вы нашли дикое животное.

– Но у нас не только трогают руками, у нас убивают не только тюленей, но с волчьим аппетитом поедают бакланов и бобров. Причем, "охотники" выбирают мучительные для животных и птиц способы умерщвления. Это проблема на ваш взгляд? Кроме того, в регионе собираются принять законопроект – суть которого сведена к тотальному уничтожению бобров – за одного убитого зверя – 500 рублей.

– Бакланы внесены в список охотничьих видов, но их почти не стреляют. А едят этих птиц деклассированные элементы, мясо невкусное. Сам видел, как в Полесском районе бомжи достают птенцов из гнезд и заготавливают мясо бочками. Это аморально. И бобров надо отстреливать и численность регулировать. Охота на бобра разрешена в Швеции и Канаде. Они затапливают поля и леса – это ландшафтно-образующий вид. Эти животные стали реальной угрозой лесам. В Полесском районе бобры запрудили каналы. А вот как их убивают, вопрос этический. Как умертвить зверя? Можно безболезненно и мгновенно, но убивают палками, травят собаками.

– Выходит, все беды нашего лесного и сельского хозяйства, которое в полном упадке, теперь валят на бобров. Жаль, что бобры не мы – бобры немы. А ведь они приносят большую пользу!

– Около трети сельхозугодий области – это польдеры, земли находящиеся ниже уровня моря. Они и без бобров излишне переувлажнены и существуют только за счет системы дамб, каналов и водокачек. Даже если представить себе, что мы восстановим всю мелиоративную систему региона, бобровые плотины все равно станут препятствием для стока воды. Леса Полесского и Славского района также испытывают излишнее переувлажнение, их тоже надо осушать. Сам являлся участником программы разбора плотин и видел как быстро и эффективно можно осушить большие лесные массивы. Но без изъятия самих бобров, эта программа не эффективна. Плотину семья бобров восстанавливает за ночь. Никто не говорит о тотальном уничтожении вида, но даже в Канаде регулирование численности существует и очень эффективно действует. Везде должны доминировать разум и мера. Во времена СССР бобров в области добывали в больших количествах, но при этом угрозы существованию вида не было. После падения спроса на шкуры добыча бобра фактически прекратилась, а и вид реально стал угрожать лесам и угодьям.

Тюлень из Янтарного погиб во время шторма?

Вчера мы написали о том, что в Янтарном был обнаружен труп тюленя. Вот какой ответ мы получили от директора Калининградского зоопарка Светланы Соколовой:

– Найденному тюленю чуть больше полгода. Мертв он уже около месяца, выбросить на берег могло только недавно. В связи с тем, что хорошо упитан, вряд ли был болен. Скорее всего, гибель от травмы, на голове обширная гематома - он мог удариться обо что-то во время шторма. Характерных повреждений от сетей также не обнаружили.

Добавим, что в Янтарный на осмотр останкв тюленя выезжали ветврачи зоопарка, специалисты отдела надзора на море департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, сотрудники музея Мирового океана.