11:01

"Надоила эшелон молока, а хлеба купить не могу": Почему жители Озерского района остались без продуктов

  1. Новости

Скандал вокруг хуторов, затерянных в Озерском районе, на границе России и Польши, прогремел на всю страну. Около 150 жителей сразу нескольких поселков больше месяца буквально сидят на хлебе и воде. Да и хлеб-то купить им негде! Машина, которая развозила продукты, сломалась, а чинить ее не спешили. Наладить снабжение удалось после того, как в дело вмешались региональные власти, лично губернатор Николай Цуканов и замполпреда президента на Северо-Западе Станислав Воскресенский. Когда запахло жареным, местные чиновники сразу пообещали пустить автолавку.

В тот же день корреспонденты "Комсомолки" отправились в сторону Озерска. Узнать подробности и проверить, привезли ли продукты в голодающие хутора.

СПАСИТЕЛЬНАЯ МАШИНА

В самом Озерске жизнь идет своим чередом. Городок маленький - всего-то 5 тысяч населения, тихий, приграничный. Тут есть и кафе, и магазины, какие хочешь. На здании администрации весело развиваются флаги. А как обстоит дело в нескольких километрах от райцентра?

6.jpg

Вольное в пяти километрах от Озерска - на машине несколько минут ехать, а пешком – неблизко. В хуторе старые немецкие дома и собаки за заборами: народу немного, делать нечего, работы нет.

На окраине встречаем толпу местных жителей, в основном старики и дети. Ежась от холода, они больше часа ждут обещанную автолавку. Ее тут не видели уже больше месяца. Все стоят с кошельками и тележками. Встаем рядом и тоже ждем. С пустых полей дует холодный ветер – моментально продрогли. Самая пожилая жительница Вольного - 85-летняя Мария Ивановна Волкова.

- Вон мой дом, самый черный угол, - говорит она и показывает на обшарпанный домик, выглядывающий из-за бывших коровников.

3.jpg

Мария Ивановна живет в Вольном с 1950 года. Много лет трудилась в колхозе дояркой. В свое время слыла лучшей работницей. Ее чествовали на собраниях и чуть ли не на руках носили. Это про таких, как она, говорили: "Пятилетку за в четыре года"!

- За 2,5 года работы я надоила эшелон молока, это рекорд был, - рассказывает пенсионерка. - Паровоз еле увез канистры! Мне дали почетную грамоту и орден. Потом  работала свинаркой, на лесозаготовке была, на торфяных болотах трудилась… Доработалась, дожила – хлеба купить негде!

Проблемы в хуторе Вольном и еще в десятке маленьких поселков - Конево, Ульяновское, Лужки, Псковское, Пески, Лесничье и других - начались в октябре. Сельские магазины давно закрыли, а автолавка, которая доставляла товар в последнее время, сломалась. Пожилым людям приходилось ходить пешком в Озерск, или скидываться на такси, чтобы купить пачку соли и муки.

- Магазины у нас работали раньше! Как бы трудно не было. А потом закрыли, сказали, что держать невыгодно. Мол, народу мало на хуторах - один убыток. Сперва сокращали площадь магазина. Сужали, сужали, а потом совсем закрыли, - рассказывает Мария Ивановна. – Когда мы спросили, где продукты покупать, нам ответили, мол, в городе. А как быть тем, у кого машины нет? Я в 85 лет пойду пешком пять километров?

На другом конце Вольного – это еще плюс километр - живет Виктор Рустнак. До пенсии он работал в колхозе, держал большое хозяйство. Теперь со всего подворья остался один конь по кличке Малыш, да четыре козы.

5.jpg

- Когда не было автолавки, приходилось два раза в неделю ходить в город за покупками. Иной раз посылали одного, кто покрепче и помоложе, и список ему давали. А когда и на такси ездили. Туда-обратно – 140 рублей. Так что буханка хлеба золотой выходила, - говорит Виктор.  

 ХЛЕБУШЕК ПРИЕХАЛ!

Пока разговаривали, из-за поворота вырулил грузовик, поднимая клубы пыли.

- Приехали! – радостно выдохнул Виктор. Все засуетились, заторопились к машине. Первыми пустили тех, кто постарше.

Автолавка распахнула двери. Внутри - хлеб, помидоры, лимонад, селедка в ведре, замороженные куриные бедра, топор для рубки мяса, вафли, еще что-то. Набор продуктов, прямо скажем, не уровня городского магазина, но товары первой необходимости имеются. Водитель выволок из кузова видавшие виды весы, гирьки. Местные засмеялись:

1.jpg

- Вот с чем работают. 21 век на дворе, а тут такой антиквариат.

Продавщица принялась взвешивать помидоры. Весы, как ни странно, показывали точно.

- Мы объехали три поселка: Пограничное, Красный хутор и Вольное, сейчас поедем дальше. Возим пока продукты первой необходимости, спички. Нас встречают, как праздник. Называют "кормильцы". Я понимаю, как тяжело было без нас, - говорит Светлана, продавщица магазинчика на колесах районной потребкооперации. – Новую машину дали только сегодня, да и она после ремонта. Старая встала 9 октября, все это время я работала в другом месте, в магазине.

Светлана живет в поселке Новогурьевское Озерского района. Там таких проблем нет, работают два магазина: один от районной потребкооперации, второй частный. Хоть хлеб покупай, хоть пряники с маком.

"МАГАЗИНОВ НИКОГДА НЕ БЫЛО"

Автолавка уехала из поселка почти пустая. Люди набирали полные сумки продуктов про запас. Мария Ивановна катит за собой набитую доверху тележку на колесиках.

- Покупать хлеб на неделю вперед – тоже не вариант. В семье восемь человек. Это сколько хлеба надо!? Да за эту неделю он засохнет и заплесневеет! – говорит еще одна местная жительница Галина Васильева. – Автолавка даже раньше ездила раз в неделю. То в одно время приедет, то в другое. Мы стоим, мерзнем, когда дождь или ветер. Стоим. А иной раз вообще не приедет без  объяснений. В лучшем случае скажут, что сломалась и руками разводят. То, что нам теперь пустили автолавку – хорошо, но это временная мера, это не выход. Нам нужен нормальный магазин. Прежний магазинчик был открыт несколько часов в день, но этого хватало.

2.jpg

А вот в Калининградском потребительском обществе, видимо, лучше знают жизнь селян. Уверяют, что никаких магазинов на хуторах отродясь не бывало.

- Там хутора-то маленькие: есть два человека, есть пять, есть десять. Стариков раз-два и обчелся, живут переселенцы и молодые люди. И никаких магазинов не было никогда, - говорит председатель Совета Калининградского областного союза потребительских обществ Владимир Мандрыка. – Где там мог быть магазин? Не было там магазинов!

Более того, Мандрыка уверяет, что ни один в магазин в Озерском районе не закрыт.

- Да, не закрыт. Они все работают, работают нормально, хоть и убыточны, - уверен председатель.

Что же, получается, жители хуторов врут? Или просто господин Мандрыка в Озерский район давно не заглядывал?

– И автолавка убыточная была, но сломалась. Вина райпо в том, что они не проинформировали администрацию об этом.

по.jpg

Председатель Озерского районного потребительского общества Нина Горобец и вовсе отказалась что-либо говорить или давать нам комментарии. Почему довели людей до голода? Почему больше месяца не ездила машина с продуктами? Почему закрыли магазины? Нет ответа. Молчит Нина Горобец, как рыба об лед.

ГЛАВА УВОЛИЛСЯ

Другие чиновники, к счастью, оказались более честными. Глава администрации Озерска Анатолий Светкин подал в отставку.

- Я написал заявление по собственному желанию, исходя из своих моральных и жизненных принципов, - заявил он, когда мы заглянули к нему в администрацию. - Считаю, это я недоработал, недосмотрел за этой автолавкой, что потребкооперация бросила, не стала обслуживать население…

Тут же выяснилось, что и глава администрации Красноярского сельского поселения, в состав которого входят несчастные хутора, Владимир Проскура тоже подал в отставку. И по той же причине.

А вот вопрос с магазинами сложнее. Пока к Озерскому району приковано внимание, автолавка ходит и будет ходить. А дальше?

- Магазин для нас был местом не только для покупок продуктов. Тут мы виделись, общались, обсуждали проблемы, - говорят селяне. – Клуб-то у нас закрыли. Ходить некуда. Без магазина совсем тоскливо стало.

Подобная ситуация во многих поселках и хуторах не только Озерского района, но и всей Калининградской области. Да и по всей матушке России наверняка немало таких Вольных, Коневых и Лужков найдется. Редкая деревня сегодня может похвастаться нормальной жизнью, хорошими магазинами, действующим домом культуры и налаженным транспортным сообщением с городами.

ОФИЦИАЛЬНО

"Будет новая автолавка"

Алексей СИЛАНОВ, вице-премьер правительства Калининградской области:

- Мы убедились в реально существующей сложной ситуации. До 10 декабря будет закуплена новая автолавка для обеспечения торгового обслуживания жителей Озерского района. Конечно, ситуация свидетельствует о проблемах и серьезных упущениях в работе потребительского общества и об отсутствии взаимодействия и низком уровне работы исполнительной власти. Жители справедливо предъявляют серьезные требования к работникам органам власти, которые обязаны обеспечить все условия проживания на территории своего муниципалитета.

ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА

SNV10371.jpg

Глубинка в натуре

Увы, средневековая ситуация в Озерском районе меня лично нисколько не удивила. Редкий поселок в нашей области может похвастать тем, что автобусы ходят по расписанию, дороги ремонтируются, чиновники оперативно реагируют на все вопросы и запросы местного населения. Скорее, наоборот. Вот примеры. В одном из поселков зачем-то построили автобусную остановку, хотя автобус здесь не ходит давным-давно. В другом месте нашей области - сгорел паром через реку, починить его не могли очень долго, а жители отдаленных хуторов добирались до "большой земли" на лодках-плоскодонках. В третьем поселке - закрыли железнодорожное сообщение с райцентром и добраться до больницы или в магазин стало возможным только на такси за 300 рублей. Это при пенсии в 5-6 тысяч рэ. И практически повсеместно - закрываются дома культуры и школы. А добротные немецкие здания из красного кирпича, в которых они располагались, разбирают на кирпич.

Из городского офиса все это средневековье как-то незаметно. Когда рассказываешь городскому жителю про деревенскую жизнь, он говорит: "Да ладно, не может такого быть"!  Очень даже может. Частное землевладение мы разрушили в 1917-м, колхозы приказали долго жить в начале 90-х, фермерский класс еще толком не народился. Поэтому сегодня в деревне - ни работы, ни культуры, ни - как показала ситуация в Озерском районе - даже хлеба. И если все будет идти дальше такими темпами, то не за горами тот черный день, когда деревня окончательно опустеет. Тогда и хлеб туда возить не придется. То-то вздохнут свободно начальники потребкооперации.