17:59

Деньги в трубу- калининградские власти собираются дать денег монополистам и повысить тарифы на тепло

  1. Новости

Как известно, с 1 июля 2013 года тарифы на тепло выросли в среднем на 7,7%. Правительство пообещало, что в целом рост платы за коммунальные услуги не превысит 12%. Однако в ближайшие месяцы региональная Служба по тарифам займется расчетом новых тарифов за воду, тепло и другие коммунальные услуги. Платить по новым расценкам калининградцы будут с 1 июля 2014 года.

"Калининградтеплосеть" третий год работает себе в убыток, в 2013-м его размер может увеличиться до 400 миллионов рублей. Власти пытаются найти пути латания дыр в бюджетах крупнейших городских монополистов – "Калининградтеплосети" и "Водоканала".

Дорогая гигакалория

Руководство "Калининградтеплосети" планирует решить проблему кредитом. Предприятие планирует взять 400 млн. рублей под муниципальную гарантию до 2016 года, и депутаты городского Совета согласились пойти на это. Кредит пойдет на закупку топлива. Также депутаты поручили администрации разработать план повышения эффективности работы предприятия. А в ближайшее время контрольно-счетная комиссия городского совета депутатов проведет проверку на МУП "Калининградтеплосети".

После получения кредита, а это уже почти решенное дело, планируется следующий шаг: акционирование муниципального предприятия "Калининградтеплосети", чтобы привлечь потенциальных инвесторов. Такой вариант еще в мае 2013 года предложили власти Калининграда. У города нет средств, чтобы вывести предприятие из кризиса: почти 70% оборудования изношено. Причину бедственного положения руководство самого МУПа видит в низких тарифах и отсутствии финансовой поддержки со стороны местного бюджета.

Отметим, что идея не нова. Еще в 2007 году мэр Юрий Савенко предлагал отдать "Калининградтеплосети" в концессию французской компании. Однако до сих пор вопрос об акционировании или сдаче в концессию остается открытым. "Клопс.Ru" попытался получить комментарии у руководителя городского комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Александра Зуева, однако тот наотрез отказался от интервью.

– Мы выполняем федеральный закон, и все комментарии по этому поводу я считаю лишними, – "отбрил" чиновник нашего корреспондента. На вопрос, как повысить эффективность работы "Теплосетей" Зуев ответил, что нужно повышать тарифы.

Тем временем независимая экспертиза, проведенная по инициативе Общественной палаты Калининградской области, выясняла, целесообразно ли менять форму собственности муниципального предприятия. Вывод, по словам руководителя регионального Центра общественного контроля Сергея Шерстюка, оказался неутешительным:

– По объективным причинам, таким как непогашенные кредиты, "Калининградтеплосети" приватизировать нельзя, – сказал Сергей Шерстюк.

Эксперты считают, что убыточная работа МУП "Калининградтеплосеть" во многом обусловлена слабым менеджментом и неэффективной работой профильного комитета администрации. В доказательство Сергей Шерстюк приводит следующие факты:

– с 2000 года руководство "Теплосетей" совместно с администрацией города самовольно занизили температуру подачи тепла: вместо нормативных 150 градусов она составляет 110, и от этого страдают потребители отдаленных микрорайонов города;

– за последние 10 лет не были ликвидированы угольные и мазутные котельные, хотя это позволило бы снизить затраты на покупку топлива;

– в Калининграде не был создан рынок тепловой энергии, монополия привела к тому, что город лишился более дешевых теплоисточников.

Приватизировать "Водоканал" нельзя

Подобная ситуация, по мнению экспертов, сложилась и на другом муниципальном предприятии – "Водоканале". Местные власти собирались его приватизировать и его с той же целью – привлечь инвесторов. По словам председателя совета директоров крупнейшего российского оператора в сфере ЖКХ – ОАО "РКС" Григория Теряна, передать "Водоканал" в частные руки теперь не позволит закон:

– С 4 августа 2013 года приватизация, в том числе и акционирование объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, запрещена. Такие поправки были приняты к закону "О водоснабжении и водоотведении" в июле 2013 года.

– Почему ввели такой запрет?

– По мнению законодателя, эта мера направлена на сохранность жизненно важных объектов. Мое личное мнение: это неэффективно. Если мы хотим привлечь инвестиции, мы должны создать множество механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса.

– Есть ли в России положительные примеры приватизации "Водоканалов"?

– Есть. А главное – приватизации дала возможность укрупнения маленьких "Водоканалов" в городах с численностью населения меньше 50-100 тысяч. Такого рода активы не интересны инвесторам, а акционированные компании могут привлечь средства путем предоставления акций или имущества в залог. 

– А как вы относитесь к повышению тарифов?

– С одной стороны, это необходимая мера, с другой, с этим нужно обращаться очень осторожно. Любое повышение тарифов должно быть экономически обоснованным, и граждане должны понимать, что их деньги идут на повышение эффективности предприятий. Кстати, Владимир Путин поставил задачу к 2020 году обновить инфраструктуру ЖКХ в основном за счет частных инвестиций. В его поручении говорится, что до декабря 2013 года все регионы должны утвердить графики передачи в аренду или концессию объектов коммунальной инфраструктуры, и правительству России поручено строго следить за выполнением графиков.